Авторизация

 

Регистрация

Восстановить пароль

Корпоративное право. Обзор основных изменений российского законодательства за 2017 год

21.03.2018
DENTONS

I. Некоторые корпоративные споры могут быть переданы на рассмотрение третейским судам
II. Вопросы корпоративного управления
III. Регулирование крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность
IV. Иностранные инвестиции: новое ужесточение законодательства
V. Информация и учет

2017 год ознаменовался рядом изменений регулирования корпоративных отношений, некоторые из которых могут иметь существенное значение для российских хозяйственных обществ в будущем.
Прежде всего, в 2017 году российские хозяйственные общества получили возможность заключать арбитражные соглашения о передаче в третейский суд некоторых корпоративных споров (при соблюдении определенных условий). Таким образом, была разрушена монополия арбитражных судов на рассмотрение указанных споров.
Были внесены или планируются к внесению уточнения в ряд корпоративных процедур, включая процедуры, связанные с проведением общего собрания и с заключением обществами сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
В рамках реализации политики деофшоризации российской экономики и в условиях заметного охлаждения отношений с западными странами законодатель сделал определенные шаги в сторону усиления защитных мер при осуществлении иностранных инвестиций в России. Это нашло свое отражение в появлении новых категорий лиц, которым запрещено учреждать российские корпорации и участвовать в них (речь идет о так называемых "нежелательных организациях") либо приобретать государственное и муниципальное имущество (этот запрет коснулся офшорных компаний и компаний их группы).
Эти и иные изменения рассмотрены в настоящем обзоре.

I. Некоторые корпоративные споры могут быть переданы на рассмотрение третейским судам

С 1 февраля 2017 года1 российское законодательство позволяет заключать арбитражные соглашения о передаче определенных категорий корпоративных споров в третейский суд (например, споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица, с принадлежностью акций и долей в уставном капитале хозяйственных обществ, споры о возмещении убытков, причиненных юридическому лицу, и недействительности совершенных им сделок). В то же время ряд корпоративных споров (в частности, споры о созыве общего собрания акционеров (участников) и об исключении участников юридических лиц) по-прежнему являются неарбитрабельными и подлежат разрешению в арбитражном суде по месту нахождения общества.

Корпоративные споры, которые являются арбитрабельными, могут быть переданы на рассмотрение третейского суда, если юридическое лицо, все его участники, а также иные лица, являющиеся истцами или ответчиками в споре, заключили письменное арбитражное соглашение о передаче спора в третейский суд, будь то в виде арбитражной оговорки или самостоятельного соглашения. Арбитражное соглашение также может быть заключено путем его включения в правила организованных торгов или правила клиринга, которые зарегистрированы в соответствии с российским законодательством, и (или) в устав юридического лица, принятый всеми участниками единогласно2. При этом важно учитывать, что арбитражные соглашения о передаче в третейский суд корпоративных споров, заключенные ранее 1 февраля 2017 года, считаются неисполнимыми. Таким образом, если арбитражное соглашение (включая арбитражную оговорку в корпоративном соглашении) заключалось до указанной даты, следует заключить его заново, при необходимости приведя в соответствие с новыми требованиями.
Для передачи корпоративного спора в третейский суд будет необходимо соблюсти ряд условий.

Во-первых, спор может быть передан на рассмотрение третейского суда только в рамках третейского разбирательства, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, аккредитованным Правительством РФ. В настоящее время такими постоянно действующими арбитражными учреждениями являются: МКАС при ТПП РФ, Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ, Арбитражный центр при Институте современного арбитража и Арбитражный центр при РСПП. Решение, вынесенное учреждением, не получившим права администрировать арбитраж, теперь считается принятым с нарушением процедуры арбитража, предусмотренной законом, что будет явиться основанием для отмены российским судом такого решения третейского суда или отказа в выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение.

Во-вторых, постоянно действующее арбитражное учреждение обязано утвердить, депонировать и разместить на своем сайте правила разбирательства корпоративных споров.

В-третьих, местом арбитража должна являться Российская Федерация.

В целом, большинство нововведений можно оценивать скорее положительно. Принятие рассмотренных выше изменений в значительной степени положило конец дискуссии о возможности рассматривать корпоративные споры в третейских судах, а участники корпоративных правоотношений получили возможность использовать дополнительные виды судебной защиты, которые ранее были им недоступны. Зачастую это является важным аспектом для сторон спора, ведь передача корпоративного спора в третейский суд дает возможность сохранить конфиденциальность, а также позволяет привлекать к рассмотрению дела высококвалифицированных специалистов, к числу которых судьи арбитражных судов относятся далеко не всегда.

С другой стороны, положительное влияние некоторых новых правил на сделки, заключаемые или уже заключенные между российскими и иностранным компаниями (например, ограничение места арбитража Российской Федерацией), представляется сомнительным. Также следует отметить, что пока ни один из общепризнанных и уже ставших популярными среди российского бизнеса и его иностранных партнеров постоянно действующих арбитражных центров (например, Международный арбитражный центр Сингапура - SIAC), пока не аккредитован Правительством РФ в качестве постоянно действующего арбитражного учреждения и, следовательно, в соответствии с российским правом не может рассматривать корпоративные споры в рамках международных инвестиционных проектов.

II. Вопросы корпоративного управления

1. Концепция ответственности контролирующего акционера за убытки дочернего общества получила развитие в судебной практике
2017 год ознаменовался резонансным делом по иску ПАО НК "Роснефть", нового акционера ПАО АНК "Башнефть", к его прежнему акционеру АФК "Система" о взыскании убытков в размере свыше 170 млрд. руб., причиненных "Башнефти" в ходе ее реорганизации, завершенной в 2014 году.

Помимо практически беспрецедентной для российской судебной практики суммы требований данное дело примечательно тем, что развивает подход, ранее примененный законодателем в отношении ответственности мажоритарного акционера за ущерб, причиненный по его вине обществу. Ответственность лиц, которые могут определять действия юридического лица, за виновное причинение убытков юридическому лицу (при недобросовестности или неразумности их поведения) предусмотрена гражданским законодательством, однако эта норма является сравнительно новой: соответствующая статья была введена в Гражданский кодекс лишь в сентябре 2014 года. "Дело Башнефти" является одним из наиболее интересных примеров привлечения к ответственности контролирующих общество акционеров по указанным основаниям.
Суд посчитал реорганизацию "Башнефти", проведенную АФК "Система", убыточной, направленной на вывод имущества и денежных средств. По мнению суда, АФК "Система", имея право давать обязательные для "Башнефти" указания, заведомо осознавала, что реорганизация повлечет существенные убытки для "Башнефти". Суд также сослался на положения Гражданского кодекса, предписывающие акционерам действовать в интересах юридического лица разумно и добросовестно. По мнению суда, акционер должен учитывать интересы общества и государства, а не действовать исключительно в собственном интересе. Также суд посчитал, что убытки, причиненные "Башнефти" реорганизацией, не являются обычным предпринимательским риском, относимым на общество или новых акционеров.

Конечно, пока рано делать выводы о влиянии дела "Башнефти" на формирование судебной практики об ответственности акционеров. Тем не менее, при планировании и проведении корпоративных процедур необходимо тщательно анализировать, соответствуют ли они интересам общества и подпадают ли под критерии "обычного предпринимательского риска". Как свидетельствует "дело Башнефти", этот вопрос требует особого внимания контролирующих акционеров, учитывая серьезные негативные последствия, которые потенциально могут возникнуть для них.

2. Предлагается уточнить порядок подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров Банк России разработал обновленный проект положения, устанавливающего дополнительные требования к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров ("Проект"). Предполагается, что это положение заменит Приказ ФСФР России от 02.02.2012 N 12-6/пз-н (с внесенными изменениями), который сейчас регулирует аналогичные вопросы. Однако на дату подготовки настоящего обзора обновленное положение еще не принято.
Планируемые изменения, в частности, предусматривают возможность размещения материалов, предоставляемых акционерам при подготовке к собранию, на сайте общества в интернете, регистрации на собрание, а также голосования через интернет (если это предусмотрено уставом общества). Проект обновленного положения также предполагает регулирование отношений, возникающих при осуществлении прав на участие в собрании номинальным держателем, включая иностранных номинальных держателей и иностранные организации, имеющие право в соответствии с их личным законом осуществлять учет и переход прав на ценные бумаги.

Проект устанавливает порядок действий акционеров, которые объединяются, чтобы внести предложения в повестку дня или потребовать проведения внеочередного собрания акционеров (это возможно будет сделать как путем вручения одного документа, подписанного объединившимися акционерами, так и вручения нескольких документов, подписанных акционерами отдельно).

Проект также предусматривает возможность включения в устав непубличного общества положений о порядке подготовки, созыва и проведения общего собрания, отличных от требований, устанавливаемых Банком России (однако такие изменения должны быть внесены в устав по единогласному решению всех акционеров и не должны лишать лиц, имеющих право на участие в общем собрании, права на участие в нем и на получение информации о нем).

Если вышеуказанное положение будет утверждено Банком России, необходимо будет учитывать его требования при подготовке и проведении общих собраний акционеров либо внести в устав непубличного общества изменения, устанавливающие иные требования.

3. Доступ акционеров (участников) к информации общества

Изменения, внесенные4 в Федеральный закон "Об акционерных обществах"5 и Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью"6, уточнили права акционеров и участников на доступ к информации общества. Так, был изменен перечень документов, к которым общество обязано обеспечить доступ акционеров и участников общества по их требованию.

Объем предоставляемой акционерным обществом информации теперь разнится в зависимости от количества голосующих акций, которыми владеет акционер: акционеру, владеющему не менее чем 25% голосующих акций, предоставляется больший объем информации, и при этом от него не требуется указать деловую цель, с которой запрашиваются документы (напротив, акционер, владеющий менее чем 25% голосующих акций, обязан такую цель указать). Примечательно, что деловая цель должна быть разумной.При этом законом установлен ряд признаков, когда деловая цель не может считаться разумной. Если, по мнению руководства общества, деловая цель разумной не является, общество имеет право отказать в предоставлении запрошенных документов. Следует отметить, что признаки неразумности деловой цели сформулированы в законе весьма нечетко, в связи с чем, по нашему мнению, существует высокая вероятность возникновения конфликтных ситуаций из-за отказов в предоставлении документов. Отказ может быть оспорен в арбитражном суде.
Кроме того, отныне закон предусматривает и иные основания, по которым общество (будь то общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество) может отказать в доступе к документам и информации.

Указанные изменения рекомендуется учитывать при обращении к обществу за предоставлением информации во избежание ненужных проволочек или отказа (например, при отсутствии указания на деловую цель, с которой документы запрашиваются, когда такая цель должна быть указана).

III. Регулирование крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность

1. Определены предельные значения, при превышении которых сделка может считаться сделкой с заинтересованностью
Согласно действующему законодательству о хозяйственных обществах, положения о сделках с заинтересованностью не применяются к сделкам, предметом которых является имущество, цена или балансовая стоимость которого составляет не более 0,1% балансовой стоимости активов общества (при условии, что размер сделки не превышает предельных значений, установленных Банком России).
С мая 2017 г. действуют7 установленные Банком России предельные значения размера сделок, при превышении которых такие сделки могут признаваться сделками с заинтересованностью. При этом такие предельные значения привязаны к балансовой стоимости активов общества. Так, для обществ, стоимость активов которых составляет не более 25 млрд. руб., предельное значение составляет 20 млн. руб.; для обществ, стоимость активов которых составляет от 25 млрд. руб. до 100 млрд. руб. – 50 млн. руб., и т.д.

Таким образом, даже если стоимость сделки не превышает 0,1% балансовой стоимости активов, но превышает установленные Банком России предельные значения, корпоративное одобрение такой сделки как сделки с заинтересованностью может потребоваться.
Сказанное выше следует учитывать при рассмотрении вопроса об одобрении сделки с заинтересованностью.

2. Установлены требования к содержанию уведомления о заинтересованности лица в совершении акционерным обществом сделки
Согласно действующему законодательству об акционерных обществах, лица, заинтересованные в совершении обществом сделки, обязаны направить в общество уведомление, требования к которому устанавливаются Банком России.
С июля 2017 года действуют8 порядок и форма направления таких уведомлений, установленные Банком России. Таким образом, теперь при подготовке общего собрания акционеров по вопросу одобрения сделки с заинтересованностью важно помнить о необходимости направления уведомления о заинтересованности в соответствии с требованиями Банка России.

IV. Иностранные инвестиции: новое ужесточение законодательства

В 2017 году сохранились тенденции к усилению государственного контроля за иностранными инвестициями в российские хозяйственные общества в целом и в "стратегические" в особенности.

1. Деятельность "нежелательных организаций"

Еще в 2015 году вступили в силу положения о так называемых "нежелательных организациях"9, вводящие существенные ограничения в отношении иностранных и международных неправительственных организаций, признанных представляющими угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства и являющихся нежелательными на территории Российской Федерации. Таким организациям запрещалось создавать структурные подразделения и вести через них какую-либо деятельность в России, распространять создаваемые ими информационные материалы через СМИ и интернет, а также осуществлять в России какие-либо программы или проекты (например, программы, носящие образовательный характер).

С 8 апреля 2017 года10 перечень ограничительных мер в отношении "нежелательных организаций" дополнился запретом на создание на территории Российской Федерации юридических лиц и участие в них. Таким образом, организации, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, будут не вправе создавать российские хозяйственные общества либо приобретать в них доли или акции.

Сейчас в перечень "нежелательных организаций" входят такие организации, как "Национальный фонд в поддержку демократии" (The National Endowment for Democracy), Media Development Investment Fund, Inc., "Открытая Россия".
Мы рекомендуем знакомиться с указанным перечнем при осуществлении совместных проектов с любыми организациями, которые потенциально могут попасть в категорию "нежелательных".

2. Инвестиции в "стратегические" общества
30 июля 2017 года вступили в силу новеллы11, существенным образом влияющие на перспективу осуществления иностранных инвестиций в российские хозяйственные общества.
Ключевым нововведением является наделение председателя Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации полномочием выносить на рассмотрение Правительственной комиссией любые сделки, совершаемые иностранными инвесторами в отношении российского хозяйственного общества. Ранее рассмотрение Правительственной комиссией сделок иностранных инвесторов предусматривалось лишь применительно к "стратегическим" обществам.
Кроме того, были расширены полномочия Правительственной комиссии, которая теперь наделена правом в качестве условия для предварительного согласования сделки возлагать на иностранного инвестора любые обязательства, которые она сочтет необходимыми для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Круг категорий иностранных инвесторов был расширен: отныне иностранными инвесторами считаются и граждане России, имеющие второе гражданство, а также российские организации, находящиеся под контролем иностранных инвесторов.
Также был уточнен и расширен перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. В частности, в него было включено осуществление деятельности хозяйствующим субъектом, являющимся оператором электронной площадки в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Наконец, за несоблюдение требований о представлении иностранным инвестором уведомления о приобретении 5% и более акций или долей "стратегического" общества теперь предусмотрена санкция в виде лишения иностранного инвестора права голоса на общем собрании акционеров (участников) такого общества в судебном порядке по иску ФАС. Указанная санкция будет применяться вплоть до момента получения от ФАС подтверждения, что иностранный инвестор надлежащим образом исполнил обязанность по представлению указанного уведомления.
Все указанные ограничительные требования необходимо принять во внимание при структурировании сделок с участием иностранных инвесторов.

3. Иностранные инвесторы-офшорные компании

С 1 июля 2017 года12 вступили в силу положения, определившие дополнительную категорию лиц, которые не имеют права приобретать государственное и муниципальное имущество. Теперь это ограничение касается офшорных компаний и подконтрольных им компаний. При этом офшорными компаниями являются юридические лица, зарегистрированные в государстве или на территории, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций. Перечень таких государств и территорий утверждается Министерством финансов Российской Федерации13 и в настоящее время включает, в частности, такие юрисдикции, как Британские Виргинские острова, Содружество Доминики, Княжество Лихтенштейн, Мальдивская Республика, Острова Кайман, Республика Сейшельские Острова и др.
Отныне офшорным компаниям и подконтрольным им юридическим лицам (в том числе, учрежденным в России) запрещается совершение сделок, влекущих за собой установление контроля над "стратегическими" обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности, а также сделок, предусматривающих приобретение, владение или пользование имуществом, которое относится к основным производственным средствам "стратегических" обществ и стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов таких обществ. Данный запрет не распространяется на договорные отношения, возникшие до 1 июля 2017 года.
Кроме того, максимальное количество процентов голосов, которые офшорные компании и подконтрольные им организации могут (при условии предварительного согласования) приобретать в уставных капиталах "стратегических" обществ, уменьшено до количества, предусмотренного для осуществления таких сделок иностранными государствами и международными организациями.

Очевидно, описанные выше изменения в целом направлены на реализацию политики деофшоризации российской экономики и борьбу с использованием российскими предпринимателями офшорных компаний, но они также неизбежно повлияют и на принятие решений иными иностранными инвесторами в процессе структурирования сделок в отношении "стратегических" обществ.

V. Информация и учет

1. Регистрация ООО стала еще проще

Отныне регистрацию общества с ограниченной ответственностью с единственным участником можно будет осуществлять посредством электронного сервиса, доступного на сайте налогового органа, не тратя лишние деньги и время на сбор и подачу документов.
Новый сервис предусматривает автоматическое формирование необходимых для государственной регистрации документов на основании личных данных налогоплательщика (например, решение об учреждении, устав, платежное поручение и заявление).
Непосредственно от пользователей сервиса требуется лишь подписать сформированные документы электронной подписью и отправить их с помощью этого же сервиса. Результат государственной регистрации можно будет получить как в электронном, так и бумажном виде.
Пользователи, у которых нет электронной подписи, смогут распечатать документы и сдать их на регистрацию в общем порядке.

2. Ведение списка участников обществ с ограниченной ответственностью можно передать нотариусу
Общество обязано обеспечивать ведение и хранение списка его участников с момента государственной регистрации общества. 1 июля 2017 года вступили14 в силу изменения, которые позволят обществам с ограниченной ответственностью по решению общего собрания участников передать обязанность по ведению и хранению своего списка участников нотариусу. Переданные таким образом сведения будут отражаться в реестре списков участников обществ с ограниченной ответственностью единой информационной системы нотариата.
Данное нововведение призвано снизить вероятность внесения в список недостоверных сведений, а также способствовать предотвращению и более эффективному разрешению корпоративных споров.

3. Уточнен порядок представления информации о бенефициарных владельцах
В декабре 2016 года15 в отношении юридических лиц была введена обязанность по запросу уполномоченных органов представлять информацию о своих конечных бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по их установлению. При этом на практике выполнение указанной обязанности затруднялось из-за отсутствия нормативного акта, регламентирующего процедуры и сроки представления такой информации.
Спустя полгода с момента вышеуказанного нововведения Правительство Российской Федерации издало постановление, утвердившее правила представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению сведений о них по запросам уполномоченных органов государственной власти ("Правила").16
Органами, уполномоченными направлять такие запросы, в настоящее время являются Федеральная налоговая служба и Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).
Согласно Правилам, документооборот между уполномоченным органами и юридическим лицами происходит преимущественно в электронной форме (при этом не исключается и обмен информацией на бумажных носителях).

1. Федеральный закон от 29.12.2015 N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" в связи с принятием Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации".

2. Исключение составляют публичные акционерные общества и общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций одна тысяча и более.

3. Решение суда первой инстанции о взыскании убытков в размере свыше 136 млрд. руб. было оставлено без изменения судом апелляционной инстанции. 26 декабря 2017 года суд утвердил мировое соглашение, согласно которому АФК "Система" обязалась возместить "Башнефти" убытки в размере 100 млрд. руб.

4. Изменения были введены Федеральным законом от 29.07.2017 N 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и статью 50 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", который вступил в силу 30 июля 2017 года.

5. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

6. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

7. Указание Банка России от 31.03.2017 N 4335-У "Об установлении предельных значений размера сделок акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, при превышении которых такие сделки могут признаваться сделками, в совершении которых имеется заинтересованность".

8. Указание Банка России от 03.04.2017 N 4338-У "О требованиях к порядку направления и форме уведомлений лиц, которые могут быть признаны заинтересованными в совершении акционерным обществом сделок".

9. Федеральный закон от 23.05.2015 N 129-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

10. Изменения внесены Федеральным законом от 28.03.2017 N 35-ФЗ "О внесении изменения в статью 3.1 Федерального закона "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации".

11. Федеральный закон от 18.07.2017 N 165-ФЗ "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".

12. Федеральный закон от 01.07.2017 № 155-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".

13. Приказ Минфина России от 13.11.2007 N 108н "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)".

14. Федеральный закон от 03.07.2016 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

15. Федеральный закон от 23.06.2016 N 215-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

16. Постановление Правительства РФ от 31.07.2017 N 913.